Рейтинг книг

В настоящее время в рейтинге 10009 книг и 5575 авторов, 26706 оценок и 10981 отзыв.

Добавить книгу

Карл Фридрих Май

Бледнолицый друг Виннету

Современные мальчишки уже не с таким восторгом играют в индейцев, как их папы. Сегодня героями игр больше становятся персонажи космических саг и героев Толкина. Но изредка все-таки можно услышать во дворе знакомый индейский клич, и тогда вновь встают перед глазами герои любимых книг и фильмов детства: Чингачгук, Оцеола, Текумзе, Виннету...

Современные мальчишки уже не с таким восторгом играют в индейцев, как их папы. Сегодня героями игр больше становятся персонажи космических саг и героев Толкина. Но изредка все-таки можно услышать во дворе знакомый индейский клич, и тогда вновь встают перед глазами герои любимых книг и фильмов детства: Чингачгук, Оцеола, Текумзе, Виннету...

Вот о последнем мы и поговорим сегодня, тем более что повод для этого более чем существенный: 25 февраля исполняется 165 лет со дня рождения немецкого писателя Карла Мая (1842–1912), придумавшего Виннету. Да-да, я не оговорился. Именно придумавшего. Дело в том, что в отличие от большинства других книжных героев прерий, существовавших в реальности, Виннету Карл Май выдумал. На самом деле сына Инчу-Чуна, вождя апачей не существовало.

Фантазер-воришка

Немецкий писатель Карл Фридрих Май (Karl May) родился 25 февраля 1842г. в Эрнсттале в Силезии. Он был пятым ребенком из 14 детей в семье ткача. Семья жила очень бедно, как и большинство семей силезских ткачей этого времени. Не хватало денег, не было еды. Свирепствовали болезни. В итоге из всех детей в живых остались только Карл и две его сестры.

Будущий писатель, вероятно, из-за недостатка питания и чудовищной антисанитарии на первом году жизни ослеп. В тот период с ним была бабушка, мать отца, которую он любил до самой смерти. Не случайно она много раз становилась героиней его романов. Бабушка же дала маленькому Карлу представление о сказках и романтических приключенческих историях. Он мог часами слушать ее рассказы, впитывая в себя каждое слово. Возможно, тогда и заложилась у него в подсознании основа писательского таланта...

Мать Карла, пытаясь вылезти из безденежья и нищеты, стала акушеркой. И ее завязавшиеся взаимоотношения с врачами дали Карлу надежду на выздоровление. Пятилетнему мальчику в Дрездене сделали операцию, вернувшую ему зрение.

Бабушкиных рассказов было мало для полноценного образования. Из-за отсутствия финансов Карл не смог поступить ни в гимназию, ни в университет. После школы для него оставался только один путь – учительская семинария.

В декабре 1859 г. в Вальденбурге, узнав от заплаканной сестры, что у нее нет денег даже на рождественские свечи, Карл перед отъездом домой прихватил несколько свечек из семинарии. Наказание было жестоким: он был исключен из семинарии. Тем более что его там недолюбливали за "обособленность от коллектива". Мальчику пришлось продолжить обучение в другом городе.

По окончании семинарии в 1861 г. он получил должность помощника учителя при фабричных школах в Альтхемнитце (Саксония). И дальше жизнь его могла бы протекать спокойно и без каких-то эксцессов. Возможно, мы бы никогда не услышали о человеке с таким именем. Но на наше счастье, судьба решила сыграть с Карлом шутку. Правда, не очень добрую. Ему нужны были часы, чтобы знать точное время начала и окончания уроков, но купить их юноше было просто не на что. Тогда он взял напрокат старые часы своего товарища по комнате – бухгалтера. Уезжая на рождественские каникулы домой, Карл прихватил с собой и чужие часы, и чужую курительную трубку с мундштуком. Все это было ему нужно только для того, чтобы пустить пыль в глаза своим родным. Дескать, я теперь не только работу получил, но могу себе позволить покупать дорогие вещи... Друг этого не понял и обвинил Карла в воровстве. Так будущий писатель неожиданно оказался под следствием.

В тюрьме Май провел шесть недель. Это обвинение городского суда он оспаривал потом всю жизнь, считая несправедливым. Но тщетно. Тем более что за первым проступком последовали следующие. Позже в "послужном списке" Карла Мая к краже прибавилось конокрадство и попытка похитить бильярдные шары в ресторане... Его тюремная эпопея продолжалась до 1874 г. В сумме он провел за решеткой 12 лет. Как-то раз по трактирам и столбам даже был развешан его портрет с надписью "Разыскивается!". Чем не сюжет для книги? Считается, что в тюрьме Май и написал свой первый рассказ. А в очередной раз выйдя на свободу, решил заняться литературным творчеством. Но это только легенда.

"Папа и друг" Виннету

Тем не менее, Май становится редактором сразу нескольких немецких газет. А вскоре в свет выходят его первые так называемые "путевые романы" из "восточного цикла". Это рассказы, легшие в основу книги "Приключенческая поездка в Курдистане", "Караван смерти" или "Стамбул". Затем был роман "По пустыне".

В течение семи последующих лет один за другим выходят "Виннету", "Сокровище Серебряного озера", "Верная Рука", "Завещание Инки"... Карл Май становится очень популярным. Почти все свои произведения он писал от первого лица и очень убедительно. А его фантазия способна была прорвать все преграды и недоверие, несмотря на многочисленные неточности в изложении фактов и бытописания. При этом сам за пределы Германии Май в то время не выезжал ни разу. Все полки его кабинета были заполнены многочисленными справочниками, откуда он черпал знание восточных выражений и слов, которыми изобилуют романы.

Карл Май настолько вжился в созданный им образ, что даже на письма читателей отвечал от имени главных героев своих произведений. С 1895 г. ежегодно продавались более 60 000 экземпляров его романов. А с некоторого времени он стал утверждать, что все описанное случилось с ним на самом деле, что это он сам стреляет без промаха, умеет читать следы зверей в лесах Дикого Запада и знает сорок языков. Читатели должны были отождествлять его с Шеттерхэндом или с Кара бен Немси, главным героем "восточного цикла". Он фотографируется в костюме траппера со штуцером в руках, а купленный в Радебойле, под Дрезденом, дом называет "виллой Шеттерхэнд". "Я говорю на двенадцати языках, а также на наречиях племен апачей, сиу, каманчей и ута", – утверждал писатель. И ему верили. Романами Мая зачитывались даже Эйнштейн, Томас Манн, Алексей Толстой.

Как и следовало ожидать, обман скоро раскрылся. Это случилось в 1899 г. Май был публично осмеян, всплыли его прежние судимости. Его называли лгуном и шарлатаном. Многие прежние друзья и поклонники отвернулись от "великого саксонца".

Последние десять лет жизни Мая – бесконечные судебные тяжбы, разбирательства и травля в прессе. Тем не менее, Май на самом деле отправляется в путешествия по местам, где жили и боролись его литературные герои. С марта 1899 по июль 1900 г. Карл Май совершил так называемое "восточное путешествие", впервые посетив места, описанные в его романах. Он был на Ближнем Востоке, в Египте, на Цейлоне и Суматре. Это путешествие преобразило его, превратив в человека, постигшего высшее знание.

Карл пишет автобиографическую книгу "Моя жизнь и стремления" (1910). Он завершает цикл "индейских" романов, выпустив том под названием "Наследники Виннету". Замысел этой книги – заключительном романе серии – возник у Мая еще в 1908 г., когда он собирался обнародовать так называемое "Завещание Виннету". Там старый вестмен Шеттерхэнд через много лет возвращается в те места, где происходили события, описанные в первых романах, и рассказывает старым друзьям и их детям о завещании своего индейского брата.

Но сам роман появился только после поездки писателя в Америку. Май писал его с сентября 1909 по май 1910 г. И назывался он в первом варианте "Виннету. Часть 4". Книга выходила в нескольких номерах Lueginsband, приложения к журналу Augsburger Postzeitung. Отдельной книгой роман увидел свет довольно скоро – в мае 1910 г. в издательстве Фезенфельда, где издавалось собрание сочинений Карла Мая.

Май активно использовал при написании литературу по этнографии и газетные публикации, привезенные из американской поездки. Естественно, сказалось на романе и собственное видение писателя, его живые впечатления от родины индейцев. Критики встретили роман по-разному. Но все они отмечали, что он сильно отличается от всех предыдущих текстов Мая. Многие называли его вершиной творчества писателя. Впрочем, это не стало поводом для частых переизданий. А в России роман впервые увидел свет совсем недавно, и он мало знаком нашим читателям.

Май умер в Радебойле под Дрезденом 30 марта 1912 г. от сердечного приступа. За несколько дней до этого семидесятилетний писатель прочитал перед тремя тысячами слушателей доклад под названием "Вперед, в царство благородных людей!". Это выступление стало настоящим триумфом Карла Мая.

По признанию жены Клары последними его словами были: "Победа, большая победа! Розы, алые".

Адольф, Гойко Митич и все-все-все

У себя на родине Карл Май и сегодня один из наиболее читаемых авторов. Тираж его произведений, по своей увлекательности соперничающих с романами Майн Рида, Купера и Эмара, приближается уже к 100 миллионам экземпляров. С детства известные каждому немцу зеленые томики Мая можно увидеть почти в любом немецком книжном магазине. Хотя дешевыми их не назовешь.

У нас же Мая-писателя хорошо знали еще до революции. Его много издавали, этими романами зачитывались подростки. Но потом наступил период забвения. В СССР хорошо знали Купера и Майн Рида, но совсем не знали Мая. Исключение было сделано только для фильмов с участием "киноиндейца всех времен и народов" Гойко Митича и его западногерманского аналога. Вот на эти фильмы мы и бегали еще мальчишками, собираясь всем двором и занимая первые ряды кинотеатров.

Почему же в Советском Союзе Май не издавался? Судьба и тут решила над ним поиздеваться. Дело в том, что Гитлер не раз говорил, что одним из его любимых писателей был Карл Май. Адольфу нравилась идея сверхчеловека, которого, по его мнению, и создал писатель. Из" идеологических соображений" нацисты переписали целые страницы некоторых произведений Мая.

Даже вестерны восточногерманской киностудии "ДЕФА" с Гойко Митичем официально считались экранизациями романов гэдээровской писательницы Лизелотты Вельскопф-Хенрих, по сути, переписанных с оригиналов Карла Мая.

Писатель был реабилитирован только в начале 1980-х, т.е. 70 лет спустя после его смерти. А в 1985 г. в Радебойле, по личной инициативе главы ГДР Эриха Хонеккера, был открыт дом-музей Мая, который работает и сегодня.

Кроме музея существует еще и ежегодный фестиваль Карла Мая. Точнее, их два: в Восточной и Западной Германии. Потому что в советские времена его любили по обе стороны берлинской стены.

Один фестиваль проходит у подножия холма "Калькберг" в северогерманском городе Бад-Зегеберге. Здесь расположен театр под открытым небом – "Карл-Май-Шпиле", который уже более полувека радует своими спектаклями любителей историй про индейцев. Каждый год разыгрывается новый спектакль по мотивам романов писателя. С 1992 г. по прошлый год эти спектакли организовывал Гойко Митич, который сменил другого Виннету – Пьера Бриса, известного по западным экранизациям 1960-х гг.

Второй фестиваль проходит в Темплине, родном городе Ангелы Меркель, где создан парк "Дикий Запад". В музыкально-танцевальном зале идут фильмы про индейцев производства киностудии "ДЕФА": "Сыновья Большой Медведицы", "Чингачгук Большой Змей", "Братья по крови". Начали показывать и шоу. Говорят, Гойко Митич обещал помочь...

Не зря исследователь Арно Шмидт назвал Карла Мая "последним великим мистиком" немецкой литературы. Он создал героя, которым восхищаются уже сто с лишним лет, который мало похож на настоящих индейцев, но любим читателями и зрителями за его смелость, честность и благородство. За то, чего так часто не хватает в реальной жизни.

© 2000-2024, 7я.ру

ratings@7ya.ru, https://www.7ya.ru/

Change privacy settings

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.