Фильмов о животных можно вспомнить огромное множество. Но этот - особенный. В названии главным героем обозначен Бим. И всё же, картина не только о животных. Скорее, это фильм о нас, о людях. А животное помогает понять - кто лишь относится к Homo Sapiens, а кто Человек. Причём, Человек - именно с большой буквы, даже если он ещё мал ростом и учится в четвертом или пятом классе. Это фильм не о собаке, это фильм о существе, попавшем во враждебные обстоятельства. С этим можно бороться, а можно смириться, сдаться на волю этих обстоятельств...
В одном провинциальном российском городке живёт одинокий человек. Однажды у него появляется четвероногий друг - забракованный собаководами из-за необычного окраса сеттер. Вместо ожидаемого чёрного цвета он родился целиком белым с чёрными пятнами, одно из которых приходилось на ухо. Бим оказался на редкость умным и добрым псом.
Однажды Иван Иванович надолго попал в больницу, и Бим остался дома один под приглядом соседей. Вот когда начинаются основные события фильма...
Поначалу действие развивается неторопливо. Настолько неторопливо, что контраст с динамичными сегодняшними картинами заметен взрослому зрителю. Хотя, если задуматься, мы видим в основном американское кино - динамичное, наступательное, красочное. В красочности картина про Бима, кстати, не уступит любому другому фильму. Но это всё внешняя сторона. Гораздо ценнее для зрителя, особенно младшего зрителя, содержание фильма. Здесь столько событий, столько характеров, столько их столкновений!..
Маленькому зрителю не надо объяснять, где здесь добро, а где зло - это всё как на ладони. Более того, манера повествования весьма интересна - зрителю не разжёвывается происходящее, не объясняется всё буквально (так, как это иногда бывает в прямолинейных повествованиях, особенно когда присутствует закадровый голос). Здесь зритель вынужден, именно вынужден, думать и переживать. Сопереживать. Негодовать.
Нельзя говорить о том, что фильм предназначен только для маленького зрителя. Взрослый увидит тугой сгусток проблем, который редко встретишь в кино. Например, проблема становления личности, примеры опошления хорошей идеи или попытки распространения положительного педагогического опыта и доведения его до абсурда. Человеческая жестокость и человеческая доброта, совесть и её отсутствие, честь и честность, родительский авторитет и потеря его в глазах своего ребёнка. Чистота в доме и чистота в душе. Угрызения совести и бескорыстная помощь. Жизнь и смерть во враждебном мире. Потеря близких людей и одиночество.
Режиссёр этого фильма Станислав Ростоцкий, известный советский кинорежиссёр и сценарист, ученик Эйзенштейна и Козинцева. Среди его работ упомяну "Дело было в Пенькове" (1957), "Доживём до понедельника" (1966), "А зори здесь тихие" (1972). Но история о Биме, пожалуй, самая известная его картина. Вот что пишет о ней Олег Сидоров: "Ростоцкий еще раз этим фильмом доказал, что режиссура - не профессия, не владение суммой приемов, что режиссура - это мировоззрение, жизненная позиция, когда каждый фильм - поступок. Не случайно после премьеры "Бима" к режиссеру подошел его старинный друг-однокашник, академик Тихомиров, и подарил ему фотографию из их юношеского прошлого, на которой написал: "Стасику Ростоцкому, такому же прекрасному, как и в те далекие годы, только ставшему очень сильным в защите добра".
Фильм долго не разрешали снимать - целых три года. Но позже, по опросам журнала "Советский Экран" он был назван лучшим советским фильмом года. В 1978 году был удостоен главной премии на фестивале в Карловых Варах и в том же году представлен на Оскар в номинации "Лучший иноязычный фильм". В 1980 году Станислав Ростоцкий за режиссуру, Вячеслав Шумский за операторскую работу, а Вячеслав Тихонов за главную роль в этом фильме были удостоены Ленинской премии.
И хотя эта картина, как и её награды, из другого времени (когда все должны были работать, а если "кто не работает - тот не ест"), она и сейчас актуальна. Ведь, благодаря родительским беседам и таким фильмам, как этот, дети могут узнать, что такое человеческая личность, преданность, доброта, порядочность и достоинство.