Литературной основой фильма является сказка, которую написал дядя для своего маленького племянника, ставшего впоследствии знаменитым писателем. Племянник - Алексей Толстой, дядя - Антоний Погорельский (псевдоним). Украинский режиссёр Виктор Гресь, поставивший этот фильм в 1980 году, не столько следует всем деталям и поворотам сюжета сказки, сколько старается передать зрителю свои ощущения от этой истории и донести главное - переживания мальчика, который предал и горько в этом раскаялся...
Алёша Ланской любим родителями. Но обстоятельства складываются так, что родители вынуждены отдать мальчика в пансион. Там он встречается с суровой стороной жизни, где воспитатель Кобылкин требует от своих воспитанников беспрекословного послушания, а малейшее вольнодумство наказывает розгами.
Однажды Алёша увидел, как кухонная девка поймала его любимую курицу Чернушку и готова её забить к ужину. Мальчик умоляет девку отпустить курицу и отдаёт за жизнь курицы самое дорогое, что у него было - материнский медальон... Курица оказывается непростой, сказочно непростой - она главный министр подземного царства. В ту же ночь подземный король пригласил Алёшу к себе и наградил его за этот благородный поступок волшебным зёрнышком. Пока мальчик обладает им - он знает ответ на любой вопрос, какой бы ему ни задали учителя. Ему не надо учить уроки! Но условие одно: никогда, ни при каких обстоятельствах Алёша никому не должен рассказывать о подземных жителях...
Сразу отмечу, что операторская работа в фильме - выше любой похвалы. Мы видим обычные предметы и обстановку в пансионе на удивление красиво. И очень часто ощущается глубина пространства именно за счёт грамотного построения кадра.
Действие в фильме разворачивается неторопливо. Сама Черная Курица (Чернушка) появляется уже, когда половина фильма прошла. Много кадров, от которых ждёшь чего-то. Ждёшь, что они во что-то выльются, что-то произойдёт. Например, сцены с девочкой, которая определённо понравилась Алёше, мы видим её впервые в середине фильма. Но она исчезает из сюжета так же быстро, как и появляется. Зачем она опять видится ему в конце фильма - мне не понятно.
Много кадров, когда Алёша смотрит прямо в камеру (кстати, девочка тоже). На какой-то раз, это показалось мне чрезмерным. Ладно бы на его лице читалось хоть какое-то подобие мыслительной деятельности! Но до этого далеко. Может, просто у мальчика большие красивые глазки?
Этот критический взгляд взрослого зрителя становится невесомым по сравнению с пользой от фильма для маленького зрителя! Фильм стоит того, чтобы показать его детям. Здесь не только мы слышим много "правильных" слов из уст учителей пансиона, но и с интересом наблюдаем за развитием сюжета, участником которого хотел бы стать каждый ученик. Хотел бы стать тогда, когда Алёша получает то самое волшебное зёрнышко. Но никак не в финале, когда мальчика заставляют предать подземных жителей. И думается, что каждый маленький зритель размышляет о том, как бы он повёл себя на месте Алёши именно в этой ситуации. В подобных размышлениях одного маленького зрителя я убедился, когда обсуждал этот момент вместе со своим девятилетним сыном.
Вот что говорит режиссёр Виктор Гресь о своём герое: "Я уверен: совратить можно человека даже самой тонкой души. Но такой человек рано или поздно покается. Это я подчеркнул, заострив ситуацию: если в сказке Погорельского Алеша просит волшебное зернышко, то моему Алеше его дарят, несмотря на то, что он отказывается от вознаграждения. Мальчик искренне бескорыстен, но лесть соблазняет его душу, и он прибегает к магической силе, чтобы слышать ее снова и снова".
Пожалуй, оптимальный возраст зрителей, для которых предназначен этот фильм - с 9 до 12 лет. Он заставит их примерить ситуацию "на себя", он заставит их подумать...