Фильм Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника" по праву относят к классическим фильмам о школе. Хотя только ли о школе заставляет задуматься этот фильм?
Илья Семенович Мельников - учитель истории. Он старается не только передать своим ученикам знания, но и научить их быть людьми. Все начинается с того, что Гена Шестопалов принес в класс ворону. А продолжается необычной темой сочинения на литературе: "Мое представление о счастье". Кто-то написал откровенно, и этим обнажил самое сокровенное. Что и послужило темой горячих споров...
Действие начинается без раскачки, с первого же кадра погружая зрителя в водоворот школьных проблем. И лишь по мере развития сюжета мы начинаем понимать предысторию событий и отношений по мимолетным замечаниям, репликам, взглядам.
Илья Семенович - педагог по призванию. Не случайно его друг говорит: "Кто же ты, если не учитель. И кто же учитель, если не ты!" Мы видим Мельникова в трудный период жизни, когда он мучительно переживает отсутствие профессионализма у тех, кто работает рядом с ним. Он пытается изменить хоть что-то, но сейчас он подошел к черте, за которой усталость и апатия. Илья Семенович хочет уйти. Но глаза учеников, учеников нынешних и бывших, глаза, полные надежды, тревоги и веры в своего учителя заставляют его изменить свое решение.
Безусловно, Мельников - положительный герой. Но, как и образы всех героев в этом фильме, он не имеет плоской однозначности. Все они живые. Илья Семенович не только учит, но готов и учиться сам. Он горячо говорит своим ученикам о дефиците личности, о дефиците личности не только в истории, но и в жизни. Он учит видеть личность и в далеких героях прошедших лет, и в своих одноклассниках. Его ученики хотят стать личностями и становятся ими.
Фильм не имеет привязки к конкретному времени. Трудно даже определить, в каком году происходят события. Разве что портрет Ленина в кабинете директора школы, да автобус, в который садятся герои фильма, выдают советские времена. Но проблемы, столкновения точек зрения и жизненные позиции персонажей не потеряли актуальности и сегодня.
Фильм черно-белый, но на это обращаешь внимание только в самом начале. В этом фильме отсутствие других красок придает картине особую выразительность. Здесь чувствуется высокий профессионализм не только режиссера, но оператора. В изобразительной части картины - весомое место занимает реализм. Некоторые сцены мы видим как бы в темноте, но все-таки видим. И это придает картине неповторимую атмосферу достоверности, изобразительной достоверности. Так же нельзя не отметить фонограмму фильма. Она примечательна не только в том, как музыка сопровождает сюжет. Здесь также на достоверность картины работают закадровые шумы - гул улицы, звуки строительной техники вдалеке, гулкое эхо спортивного зала...
Как и другие фильмы Ростоцкого (например, "Белый Бим Черное Ухо"), этот заставляет зрителя думать. А также верить в то, что "доживем до понедельника" и все у юных героев получится. И никто не будет воровать чужого счастья, и они будут рожать столько детей, сколько захочется. Ведь это очень важно - ощущать счастье. А "счастье, это когда тебя понимают".