Если начать представление этого фильма с его наград и номинаций, то их список будет очень представительным: пять "Оскаров" (всего же фильм был выдвинут в восьми номинациях), три "Золотых глобуса", большое число других призов не только со своего, американского, континента, но и европейских - всего более 50-ти... Но я назову его шедевром не из-за большого числа наград, а потому, что фильм заставляет всерьез задуматься каждого, увидеть здесь личное, увидеть себя, свои проблемы независимо от того, позади они или еще предстоят. Речь идет о кризисе зрелого возраста, который переживает главный герой картины, типичный представитель среднего класса Лэстер Бернхэм... |
Лэстер (Кэвин Спейси), уже более 15 лет отработавший в журнале, так и не добился достойной карьеры в свои 42 года. Он уже давно не находит общего языка ни с заносчивой супругой Кэролайн, ни с 16-летней дочерью Джейн, которая откровенно его ненавидит. Лэстер раздирается внутренними противоречиями, отдает себе отчет в происходящем и никак не может вырваться из круга своих проблем. Но однажды случается нечто, что заставляет его изменить свою жизнь и себя... |
В центре абсолютно не похожей на типичные голливудские фильмы своей непредсказуемостью и невозможностью предположить, что произойдет в следующий момент, картины не только душевные, но и физические перемены переживающего внутренний кризис сорокадвухлетнего героя. Разочаровавшись во всех ценностях и стереотипах общества от семьи до карьеры, он находит в себе силы бросить вызов культу успеха, начав новую жизнь от обратного. Уволившись с прибыльной, престижной службы, Лэстер идет не вверх, а вниз - он устраивается на работу в закусочную. Этот переворот от успеха к неуспеху возвращает его к жизни, позволяя заново ощутить вкус к ней. Как настоящий американский герой, он одерживает победу, но идет к обратному, отказывается от достигнутого ради новой своей жизни, построенной не по чужим, а по его, Лэстера, правилам. И здесь этот внешне удивительно простой фильм, в котором подтекст доминирует над текстом, скорее похож на европейское, нежели на американское кино. Согласитесь, что сюжеты подавляющей части американских фильмов существуют как бы на поверхности. Здесь же смысл полностью в подтексте. Кстати, именно это обстоятельство и заставляет любителей легкого жанра категорически не принимать фильм. |
В фильме нет правых, нет виноватых. И Лэстер вовсе не неудачник, а просто человек, который мало чего смог по-настоящему добиться в жизни. Он даже не смог создать семью, где бы его хоть как-то понимали и поддерживали. И жена его Кэролайн - вовсе не сварливая и невыносимая жена, а просто несчастная женщина, которая изо всех сил пытается "вырваться на поверхность", но у нее мало что получается. Да и дочка Джейн - вовсе не зловредный невоспитанный подросток, а просто девочка, страдающая от непонимания своими родителями, которой очень одиноко в этом мире. |
Блестящий сценарий, отменная режиссура, изумительный видеоряд, гармонирующая музыка - все это присутствует в картине. Легкая и лиричная ирония, характерная для повествования, подчас шокирующее путешествие во внутренний мир человека, пытающегося начать новую жизнь, сближает зрителя с людьми на экране. Когда смешное перерастает в трагическое, невольно сопереживаешь и заново открываешь для себя истину, что в сорок лет жизнь только начинается. Этот фильм - полная сарказма трагикомедия о том, что красота не спасает мир, но оправдывает его существование: ведь стоит научиться видеть ее, заключенную в самых простых вещах вроде кружащегося на ветру пластикового пакета, как жизнь приобретает, наконец, смысл. А еще хорош этот фильм, прежде всего тем, что он - о нас. Обо всех нас, кем бы мы ни были - американцами, русскими, взрослыми или подростками. Трейлеры: Официальный сайт: |