В 1985 году фильм Роберта Зимекиса "Кто подставил кролика Роджера" явился общепризнанной вехой в мультипликационном кино. Фильм стал событием по большому ряду причин, главная из которых - удачное соединение в одном фильме реальных актёров и мультипликационных персонажей, не только их одновременное присутствие в кадре, но, главное, взаимодействие друг с другом, рождающее убедительно реальный сюжет. Не прошло 20 лет и в 2004 году Зимекис вновь удивляет киномир по-настоящему эпохальным рывком - использованием в кинопроизводстве новейших компьютерных технологий - в фильме "Полярный Экспресс", снятом по тридцатистраничной детской книжке одного из самых уважаемых детских литераторов Криса Ван Оллсбурга (кстати, автора литературной основы фильма "Джуманджи"), Зимекис использовал технологию "performance capture". Но об этом позже, вначале о завязке сюжета...
Десятилетний мальчуган хотел бы поверить в существование Санта Клауса, да не складывается. То он замечает, что Санта механический - из-за спины доброго деда видны детали его устройства. То тень, похожая на тень Санты оказывается тенью отца. Но как-то раз, ночью, накануне Рождества, мальчуган услышал звук приближающегося поезда! Это оказался Полярный Экспресс, собирающий ребят, которые хотели бы отправиться в увлекательное путешествие к Северному полюсу. Ведь именно там можно увидеть Санта Клауса перед его отправлением по городам и весям...
По-моему, к этому фильму очень подходит эпиграф к фильму "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён": "Это фильм для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми". По сути, картина повествует об очень важном переломном моменте, когда в душе маленького думающего человека пересекаются два состояния - невинность и взросление, когда нужно выбрать одну из дорог: или ту, что навсегда изменит взгляд на мир, или ту, что приведет к открытию одной истины: чудеса живут для тех, кто в них верит и для них нет границ, правил и возраста. Это зрелище для взрослых, если они помнят, как это было в детстве - ожидание самой важной ночи в году, мечтания о чуде, которое должно произойти - если взрослые помнят, что однажды в душу закрадывается сомнение, а расставание с детством несет с собой потерю чего-то ценного и едва осязаемого, того, что даже и не определишь словами, только чувствами.
"Очень легко соотнести себя, - отмечает Роберт Зимекис, - своих детей или тех, с кем ты вырос, с внешним обликом и личностями этих персонажей. А пейзажи за окнами поезда - это просто наши ожившие мечты о дальних странах, где могут произойти самые невероятные и захватывающие события".
В своих фильмах Земекис внедряет технологические новации деликатно и только с одной целью - улучшить сюжет. Так, например, в фильме "Форрест Гамп", главный герой появляется в подлинных архивных кадрах, где среди прочих он непринужденно общается с президентом Кеннеди. Применённая в "Полярном Экспрессе" технология является беспрецедентной по качеству детализации передачи человеческих эмоций и мимики, где особое внимание уделяется лицам актеров. Актерам пришлось носить специальные костюмы, внешне напоминающие гидрокостюмы ныряльщиков. На каждый было нашито порядка шестидесяти "меток", изготовленных из слабоотражающего материала, позволяющего цифровым камерам фиксировать и воспринимать движения тела как конфигурацию трехмерных точек. На лицо и голову прикрепляли около ста пятидесяти отражающих датчиков, которые точно обрисовывали все линии мускулатуры: их фиксировали на веках, бровях, губах, подбородке и щеках. В общей сложности процесс закрепления датчиков занимал около двух часов. В результате режиссёр получает инструмент, позволяющий воспроизвести на экране любые события, мизансцены, отношения персонажей. Ограничение только одно - фантазия творца. При этом один актёр может играть несколько ролей, и каждый образ будет иметь свою внешность, непохожую на других - так в этом фильме Том Хэнкс исполнил роли пяти ключевых персонажей: главного героя, его отца, проводника, загадочного бродягу и Санта Клауса.
Мой десятилетний сын, уже начинающий сомневаться в существовании Деда Мороза, но всё-таки оставляющий под подушкой задолго до Нового года письмо к нему, после просмотра картины сказал: "После такого фильма поверишь во что угодно!" Это хорошо, когда человек верит в чудеса, не так ли?