Красивый и завораживающий фильм известного мастера мультипликации Хайо Миядзаки. Если в его оскароносном фильме "Унесенные Призраками" небо кажется бесконечно высоким, а море без границ, то здесь возникает другое ощущение пространства - здесь кажется бескрайним лес.
|
Ашитака - принц исчезающего народа. Защищая свою деревню от демонического существа, он убивает гигантского кабана. Умирающий демон накладывает на Ашитаку проклятие и юный наследник вынужден уйти из родного дома, что бы снять заклятие в тех местах, откуда пришел демон.
|
Ашитака попадает в город госпожи Эбоши, предприимчивой особы, развивающей производство металла, дающей людям работу, а больным излечение. Но для развития производства Эбоши уничтожает окружающий лес, не боится вступать в противоборство с богами животных и леса.
|
Защитницей леса и его обитателей оказывается маленькая смелая принцесса Мононоке, брошенная когда-то родителями и воспитанная волчицей-богиней. Близкие называют ее Сан. Эбоши связана некоторыми обязательствами с лукавым монахом Джико. Госпожа и не подозревала, чем это могло для нее закончиться…
|
Мы так привыкли к тому, что мультипликационные фильмы предназначены в первую очередь детям, а реже - всей семье. Этот фильм относится к тем редчайшим полнометражным мультфильмам, содержание которых предназначено подросткам и взрослым. Это связано не только с изображением жестоких сражений, когда мы видим отрубленные части человеческого тела. Пожалуй, здесь еще важна готовность зрителя понять и оценить то, что говорит Миядзаки этим фильмом. Это же не просто красочный боевик, полный странствий и приключений японского мальчика из XV века. Не эти события являются главными в картине. Ашитака единственный из всех персонажей отдает отчет в том, что война не решает разногласий враждующих сторон. Он спрашивает: "Почему нельзя остановить войну?" Ашитака пытается остановить бессмысленные убийства и призывает людей жить гармонично друг с другом и окружающим миром.
|
Отрицательные персонажи - самураи. Но они нам видны издалека, и лишь в нескольких сценах мы встречаем охотников, имеющих явно враждебные намерения по отношению к Ашитаке и Сан. Хитрый и коварный монах Джико еще один из отрицательных. Что касается госпожи Эбоши, то она, как и Юбаба из "Унесенных Призраками" - босс, преследующий свои интересы, знающий свои цели, знающий цену добру и умеющий благодарить за добрые поступки, упорствующий в своих взглядах на отношения человека и природы. Она могла бы восприниматься как однозначно отрицательный персонаж, но таковым все-таки не является.
|
Мультипликация Миядзаки не то, что необычна, она более кинематографична, чем та, к которой мы привыкли в анимационном кино. Персонажи не обозначают действия, они живут. Например, когда мы видим, что Ашитака просыпается - все его движения очень реальны, будто не нарисованы рукой художника, а сняты камерой. Здесь герои - думают. Это мы понимает по тому, как … они смотрят. Прелесть этого фильма в том, что герои думают не только сами - они заставляют задуматься своего зрителя.
|
Вот что говорит об этой ленте режиссер "Матрицы" Энди Вачовски: "Посмотрев фильм "Принцесса Мононоке", вы можете сделать только одно - броситься к телефону и заказать все фильмы, которые он сделал. "Принцесса Мононоке" принадлежит к числу фильмов, которые оправдывают существование кино. Он отпечатывается в вашем воображении и остается там, - это шедевр".
|
Официальные сайты:
1. Production diary, in Japanese
2. Miramax
|