Немного можно вспомнить кинокартин, основанных на реальных событиях, когда сюжет фильма похож на что-то, свершившееся в жизни определённого круга людей, имена которых отличаются от имён действительных участников и место действия обозначено как "один из городов на северо-западе". Ещё меньше можно вспомнить игровых фильмов, рассказывающих нам реальную историю реального человека, имя которого в фильме звучит так же, как и в жизни. "Рей" - именно такой фильм: события, наполняющие его сюжет, действительно происходили с главным героем; имя главного героя известно всему миру - Рэй Чарльз Робинсон.
Интересна история создания фильма. Можно сказать, что работа над ним началась в 1987 году. Именно тогда режиссёр Тейлор Хэкфорд пришёл к Рею Чарльзу с предложением продать права на экранизацию истории его жизни. Их рабочие отношения в последующие 15 лет оставили у режиссёра незабываемое впечатление. Вот как это вспоминает Хэкфорд: "Это был очень добрый и все же очень жесткий человек. Он был одним из самых сильных людей, которых я когда-либо встречал, и также очень, очень искренний. Конечно, он не был лёгкий человек, но кто из преуспевших легок. Он был очень взыскательным, требующим полную концентрацию и самоотдачу от других. И было невозможно не быть вдохновленным им". Рей Чарльз не дожил нескольких месяцев до премьеры фильма.
Можно по-разному относиться к словосочетанию "воплощение американской мечты, американского успеха". Но история Рея Чарльза - именно такая история. Родившийся в бедной семье, потерявший зрение в семилетнем возрасте этот человек смог достичь высот в профессиональной карьере, проявить немыслимую силу духа и продержаться на самой вершине успеха на протяжении не одного десятка лет!
Рей Чарльз был человеком уникальных противоречий - городского здравого смысла и провинциальной простоты, искренности и хитрости, криков и шепотов. Кажется, его музыка может легко разбудить любое сердце от любого духовного оцепенения, может вызвать радость и опустошение, а иногда это может произойти в одной и той же его песне. Для Рея Чарльза, жизнь также непосредственно была полна болью, неприятностями и горем как радостью, красотой и освобождением. И обо всём этом рассказывает замечательный фильм, показывающий события из жизни музыканта будто бы отрывочно, перескакивая иногда на события, разделенные многими годами, но повествование от этого не кажется разорванным или фрагментарным.
Для семейного просмотра в фильме важным, на мой взгляд, является прямой результат конкретного влияния матери Рея на его судьбу. Она учила его с раннего возраста никогда позволять другим относиться к себе как к калеке: "Ты слепой, но не глупый", - не уставала повторять она.