Герои этого фильма - мальчик и его собака. Сколько таких киноисторий мы уже видели? Но так коротко сказать об этой картине все равно, что сказать: "Фильм о человеке и его собаке", - о картине Станислава Ростоцкого "Белый Бим Черное Ухо".
Калашников - это фамилия у Сашки такая. Хотя он и говорит всем, что внук знаменитого изобретателя, но кто ж ему поверит? Разве тетя доверчивая. А в его детском доме все знают, верить ему, или нет... Спартак - это не название футбольного клуба или не имя предводителя восставших рабов. Это кличка лучшего четвероногого Сашкиного друга.
Когда директор детского дома приказал выгнать Спартака на улицу, Калашников тоже сбегает вместе с другом. С этого и начинаются приключения Спартака и Калашникова по разным слоям и прослойкам низов современного российского общества...
Картина сделана очень профессионально. Здесь все весьма хорошо психологически выверено, и события вполне логично следуют друг за другом. Благодаря этому, создается ощущение, что эта история, хоть и происходит на экране, но она будто выхвачена из жизни, герои кажутся давно знакомыми и чем-то близкими. А за Калашникова зритель переживает по-настоящему. История мальчика и его собаки воспринимается особенно младшими зрителями очень эмоционально. Мой девятилетний сын очень сильно сопереживал Саше Калашникову во время просмотра. Даже на следующий день мы с ним говорили о событиях фильма, причем инициатором разговора был именно он. Для меня это значит, что фильм его "задел".
Визуально фильм смотрится легко. Другое дело - события и ситуации, в которые попадает Калашников со своим Спартаком, не предназначены для внимания маленьких зрителей. Ведь здесь мы видим жизнь современных бомжей, причем наиболее проблемной ее части - бездомных детей. Родителям, собирающимся показать своим детям этот фильм, рекомендуется учитывать готовность своего ребенка к сценам жестоких драк между враждующими бандами беспризорников, курению и употреблению спиртных напитков детьми (кстати, как они ругаются матом мы не услышим), эпизодов подавления личности и совершения по-настоящему мужских поступков персонажем, которого положительным назвать трудно. Имеется в виду Саша Калашников.
Этот фильм - режиссерский дебют Андрея Прошкина, имеющего прямое - сыновнее - отношение к известному режиссеру Александру Прошкину. Надо отметить, что дебют состоялся и оказался удачным. Малая известность этого фильма, то есть отсутствие предваряющей выход фильма рекламы, объясняется просто - он снят на государственные деньги, он сделан по пресловутому госзаказу. Похоже, что денег на рекламу не хватило. Но, главное, что фильм получился и говорит о сильном старте нового отечественного режиссера, не побоявшегося взяться за фильм для детей. Это в нынешних условиях многолетнего отсутствия новых российских фильмов на детскую тематику позволяет надеяться, что "Спартак и Калашников" станет новой вехой российского кинематографа.
Вот, что говорит Андрей Прошкин о своем фильме: "Наша история о мальчишке-волчонке, который приучен никому не верить и не умеет строить отношения с окружающими. Но дружба с собакой изменяет героя, и он открывается людям. В фильме нет отрицательных и положительных персонажей. Мы старались создать живые характеры, которые не бывают черными или белыми".