Этот фильм французского режиссёра Режиса Варнье и похож, и не похож на предыдущие его картины: "Индокитай" (1991) и "Французская женщина" (1994). Похож тем, что забрасывает своих героев подальше от родной Франции в места исторических катаклизмов. Не похож тем, что, рассказывая историю одной семьи, заставляет не только сопереживать им, не только думать и думать не только о них, а и о том, что так было, и не где-то там далеко, в Азии ("Индокитай") или в поверженном Берлине ("Французская женщина"), а здесь, в моей стране. И, конечно же, в моём городе (а не только в Киеве) это тоже было. А ещё фильм вселяет веру в то, что "из любой тюрьмы есть выход". И, хотя Мари, воспитанная на западных представлениях о свободе, произнося эти слова, кажется нам наивной, в конце фильма оказывается права. Правда, этого "выхода", когда семья воссоединилась, им пришлось ждать всю жизнь.
После победы в Великой Отечественной войне правительство СССР обратилось к эмигрантам с призывом вернуться на Родину. Среди них была семья доктора Алексея Головина (Олег Меньшиков) - он возвращался вместе со своей женой-француженкой Мари (Сандрин Боннэр) и сыном Серёжей. Свою ошибку они поняли ещё, не сойдя с трапа корабля: на их глазах расстреляли молодого человека, побежавшего к отцу. Алексею как-то удалось сделать так, чтобы семью отправили в Киев. Их поселили в коммуналке, где банным днём для них стал четверг, а стены... были, разве что, непрозрачными... На их счастье, в Киев приехала с гастролями французская актриса Габриэль (Катрин Денёв). И с этого момента началась долгая дорога Головиных к освобождению...
Идея фильма родилась во время путешествия Варнье по Казахстану. Работая над подготовкой к съёмкам очередного фильма, он собирал материал и не ожидал встретить там людей, хорошо говорящих на французском языке. Оказалось, это потомки эмигрантов из Франции, приехавших в конце сороковых годов. "Настоящими идеалистами" назвал режиссер тех людей. Они, конечно же, слышали о сталинском терроре 1930-х годов, но надеялись, что внутренняя политика станет более разумной после страшной войны.
Вот что говорит Режис Варнье: "В детстве я представлял себе мир, разделенный на две части: Восток (плохие) и Запад (хорошие). Это было просто...
По другую сторону железного занавеса (который в моем воображении представлял из себя настоящую высокую железную стену, протянувшуюся на тысячи километров) не было ни одной доброй души, ни одного человека, которого можно было бы спасти...
С тех пор мы узнали много нового, наши суждения стали более гибкими. В конце концов, мы стали отличать палачей от жертв и недоверчиво задались вопросом, как всем этим людям удалось пережить те черные годы - просто жить..."
Именно стремление жить, жить свободным и вернуть свободу своей семье заставило Алексея Головина добиться своего. Он обращает внимание жены на то, что все, кто приехал вместе с ними или расстреляны, или в лагерях. Безусловно, письмо, которое передала Мари с гастролирующей Габлиэль имело очень важную роль, как начало пути к освобождению. Но привёл семью к полному освобождению, всё-таки, Алексей. |
И ещё одна цитата режиссёра: ""Восток-Запад" - это движение, передача дыхания жизни от одного человека другому, от одной мысли к другой, из одной страны в другую. Как факел. Который никогда не угасает, но который можно выпустить из рук, убедившись, что он горит где-то в другом месте, в другом сердце..." |
Этот фильм, конечно же, для взрослых. Для взрослых не только по возрасту, но и по умению мыслить, по способности сопереживать. |
Официальные сайты:
НТВ-профит
Sony Pictures Classics
Трейлер:
Windows Media Player 28.8 - Modem - Slow (Play Trailer)
Windows Media Player 56K - ISDN - Medium (Play Trailer)
Windows Media Player 100K - Cable - Medium (Play Trailer)
Видеоклип:
MPEG Movie Clip