Этот фильм не для тех, кто любит только развлекательное кино. Режиссерский дебют Андрея Звягинцева неожиданно, разом был признан и высоко оценен на многих известных киносмотрах и многими национальными киноакадемиями. Он и для детей, и для взрослых одновременно. Он об одних и о других - и о детях, и о взрослых. Хотя следует уточнить детскую аудиторию - это фильм для старших детей.
Двенадцатилетний Ваня и пятнадцатилетний Андрей живут уже 12 лет без отца. Их воспитывают мама и бабушка. Вместе с другими мальчишками они устраивают друг другу испытания, чтобы выяснить кто трус, а кто - нет. Совершенно неожиданно возвращается их отец. На следующий день сыновья отправляются с ним в далёкое путешествие на рыбалку...
В фильме нет ни погонь, ни выстрелов - сюжет развивается ровно и спокойно. Внешне - обычное "дорожное кино". Но все же в фильме есть что-то, притягивающее зрителя на протяжении всех 106 минут. Это - драматизм отношений между мальчиками, старающимися стать сыновьями, и сорокалетним мужчиной, желающим стать для них настоящим отцом и почувствовать себя таковым. Ваня - обладает сильным характером и не один раз проявляет его. Андрей - молодой конформист, по сути, обычный мальчишка, не осознающий своей ответственности перед другими людьми. Отец, имени которого не помнит даже старший из братьев, остаётся загадкой для своих детей, так и не понимающих, откуда и зачем он вернулся.
Притягивает зрителя, пожалуй, не только драматический сюжет, но и отличная игра актёров, передающих весь клубок, соединяющих детей и отца, чувств: любопытства, страха, ревности, ненависти, любви. Визуальный ряд фильма также выполнен на высоком уровне. Звук поражает своим качеством: шепот, шум двигателя, плеск воды, дыхание человека - не заглушаются музыкой и создают ощущение реальности. Музыка в фильме не живет своей жизнью - она одно целое с происходящим на экране, одно целое с внутренним состоянием персонажей.
В фильме нет времени, нет привязки к конкретной стране. Может, поэтому он показался понятным за рубежом. Справедливости ради, отмечу, что в фильме много недосказанного, что также играет зрительский интерес.
Режиссёр фильма, Андрей Звягинцев, дебютант в кино. С первого же фильма он завоевал главный приз одного из самых престижных фестивалей - Венецианского. Ему за два года удалось сделать в кино то, на что у других уходит вся жизнь. "Сокровенный смысл фильма лежит на поверхности - ощущение безотцовщины и безответственности мужчин. Посмотрев фильм, мужчины либо признают свой инфантилизм, либо нет", - говорит режиссёр.