Для истории мультипликации в нашей стране фильм режиссера Ивана Иванова-Вано "Конек Горбунок" имеет такое же значение, как и диснеевская "Белоснежка и Семь Гномов" для истории мировой мультипликации. Это первый полнометражный цветной мультипликационный фильм, созданный на киностудии "Союзмультфильм" в 1947 году. В его основе лежит сказка Петра Ершова, вот почему этот фильм интересен и сейчас не только потому, что он первый, но и потому, что он наполнен русскими национальными формами и традициями.
Все началось с того, младший из трех братьев поймал вора, который "в поле стал ходить и пшеницу шевелить". Им оказалась сказочной красоты кобылица. За свою свободу она предложила Ивану двух коней, "да таких, каких поныне не бывало и в помине", а в придачу - конька, ростом в три вершка, "на спине с двумя горбами да с аршинными ушами". Иван согласился.
В конном ряду коней у него купил сам царь-отец. Но кони-то слушают только Ивана. Одним словом, взял царь его к себе на службу. С этого все и началось: то Жар-Птицу поймай, то Царь-девицу издалече привези...
Изобразительный ряд фильма поражает и сейчас богатством красок, обилием деталей, самобытностью стиля всего фильма. На нашу мультипликацию того периода большое влияние оказала школа Уолта Диснея. Но в этом фильме Иванов-Вано совместно с художником Львом Мильчиным смогли отойти от принятых тогда штампов и использовали мотивы русского изобразительного искусства, своеобразие народных росписей, лубка, вышивки и кружев. По признанию режиссера, большую роль в построении композиции кадра сыграли традиции древнерусской миниатюры.
Важную роль в фильме играет музыка. И, как бы это не показалось странным для фильма, основанного на сказке в стихах, роль текста в фильме не так велика, как того можно ожидать. Но это делает фильм более кинематографичным, от этого он становится не дословной иллюстрацией сказки, а оригинальным произведением кинематографа.
Как всегда на первооткрывателя ложится большая ответственность, ведь в случае неудачи первого полнометражного фильма надолго были бы отодвинуты планы не только Иванова-Вано, но и других советских мультипликаторов. Успех фильма был признан не только в стране, но и за рубежом - высокую оценку фильму дал Дисней, он приобрел копию фильма и несколько раз показывал эту картину своим художникам.
Через три десятилетия режиссер восстановил картину - она была очень популярна, а печатать новые копии со старого негатива не представлялось технически возможным. Были пересняты некоторые эпизоды, некоторые фрагменты были сделаны по-новому, разнообразнее стал вести себя царь, появился новый эпизод, когда Рыба-Кит освобождает проглоченные корабли. Именно в этом варианте нам сейчас доступен фильм.
Внимательный взрослый зритель заметит в сюжете слова угрозы применения насилия (царь: "Прикажу тебя пытать, по кусочкам разрывать"; главный конюх: "Я тебя подкараулю, отолью дружочек пулю", "Ну пришел тебе конец, будешь вздернут, молодец"), но мы насилия на экране не увидим.
"Конек Горбунок" Иванова-Вано относится к тем фильмам, которые обязательно надо показать детям.