В настоящее время в рейтинге 10069 книг и 5616 авторов, 26978 оценок и 10980 отзывов.
|
Добавить книгу |
Не так давно шведская писательница Канни Мёллер посетила столицу. Русским подросткам она привезла свою книгу "Поздравляю, желаю счастья!" – произведение сложное, неоднозначное, но невероятно увлекательное. В день презентации Канни любезно согласилась побеседовать с нами о своем творчестве.
– Почему герои Вашей книги такие странные? Папа прячется от своих проблем в ванной, маме совершенно на все наплевать, старшая сестра после неудачной попытки самоубийства живет в страшной депрессии, младшая, Элли, не может найти себя и встречает необычного друга.
– Потому что люди – странные существа, как и жизнь в целом. Каждый из нас с приветом. Но мы тратим массу сил и времени на то, чтобы казаться нормальными.
– У героев были прототипы?
– У Элли и ее сестры – да. Мне иногда кажется, что я сама больше напоминаю Элли, чем та девушка, с которой она писалась. Их отец очень похож на моего (он умер, когда мне было 12 лет).
– Как появился самый необычный персонаж этой книге, Ругер?
– Ругер – собирательный образ. Мне всегда хотелось видеть как можно больше персонажей, похожих на него. Мальчишки постоянно стремятся подражать друг другу или кому-то еще. А я ценю в человеке именно его необычность и умение оставаться собой. Мне нечасто доводилось встречать подобных людей, но во многих я видела некоторые черты Ругера. В итоге у меня сложился этот образ.
– Как правильно говорить с подростком, чтобы он не только слушал тебя, но и слышал?
– Тут не существует универсальной технологии. Но главное: разговаривая с подростком, нужно быть верным себе. Начинать беседу с ребенком, когда он уже стал подростком, поздно. Важные разговоры лучше вести тогда, когда он еще мал.
– А как Вам удается найти этот подход? Ведь у писателя нет возможности разговаривать с ребенком с самого начала.
– У меня свой трюк, я веду классы по искусству слова в летней школе для подростков. И главное здесь то, что я не их родитель, и это уже нас сближает, позволяет вести свободный диалог, говорить напрямую. Никто из нас не думает о том, что у меня есть планы на будущее этого ребенка. Это дает мне большую свободу. Дети остаются после классов, чтобы пообщаться со мной. Я для них мудрый, взрослый человек, который относится к ним не как родитель. К тому же я хорошо помню себя в этом возрасте.
– А Вы были послушной?
– Да, я была примерным ребенком, но, когда мне исполнилось 18 лет, учеба мне надоела, и классный руководитель меня совсем разочаровал. Я собралась заканчивать школу экстерном, но он сказал, что я пожалею об этом. В пику учителю я ушла и сделала все по-своему. Тогда же я стала актрисой и совершила два больших тура по Швеции. По сути, выпала из рамок, в которых жили молодые люди до 20 лет. В тот период я действительно была альтернативным подростком. Это время пришлось на конец 1960-х, когда шла кампания против войны во Вьетнаме, были массовые протесты, студенческие волнения. Во всем этом я принимала активное участие.
– Когда дети взрослеют, они превращаются в неуправляемых тинэйджеров, перестают слушаться, ничего не читают. Как привлечь их к чтению? Как помочь выбрать нужную книгу?
– В шведских школах есть хорошая практика, учитель перед уроком 15 минут просто читает книги вслух, которые специально отбирает для детей 12-13 лет. Это привлекает подростков. Если ребенок в детстве читал, а потом забросил эту привычку, скорее всего, он вернется к книгам. Заставить его читать все равно невозможно. Бессмысленно подсовывать книжки. И это не зависит от ваших отношений с ним. Мой сын в 13 лет бросил книги, но в 15-16 вернулся к ним, сейчас ему 32, и он жадный читатель.
– А что читают шведские тинэйджеры?
– Гарри Поттера, Толкиена и прочее фэнтези.
– Как Вы относитесь к тому, что зачастую некачественное фэнтези вытесняет хорошую литературу?
– А я люблю фэнтези. Мусора достаточно и в традиционной литературе, а фэнтези – хороший жанр, который дает пространство для метафор и аллегорий. Множество идей можно завернуть в эту обертку.
– Какие книги Вы бы посоветовали сегодняшним подросткам?
– Очень полезно читать Кэтрин Райз, "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Я даже не знаю, что еще должно быть в этом списке. Если бы мне самой кто-нибудь дал такой листок в подростковом возрасте, я бы его выбросила.
– А что Вы читали, будучи подростком?
– Достоевского. Я вообще старалась читать книги для взрослых.
– И последний вопрос. Сегодня книги для подростков строятся по одной модели – в тексте должны быть упомянуты: развод родителей, проблемы общения, наркотики, секс. И, по сути, текст не складывается. Как Вы решаете этот вопрос?
– Строго говоря, надо наплевать на читателя и писать о том, что тебе интересно. Цели наставлять у меня нет. Я говорю только о том, что меня волнует. Главное, заниматься исследованием вопроса и пытаться найти на него ответ. Тогда в тексте не будет дидактики и навязчивой проблематики.