В настоящее время в рейтинге 10069 книг и 5616 авторов, 26978 оценок и 10980 отзывов.
|
Добавить книгу |
Недавно в Москве завершилась 19-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. Почетным гостем ММКВЯ-2006 стала Франция. В программе, как обычно в подобных случаях, была масса встреч и презентаций. "Звездным героем" ММКВЯ - 2006 неожиданно для себя стал автор философско-фантастических бестселлеров "Муравьи" и "Империя ангелов" Бернард Вербер. Совокупный тираж его романов в мире - более 15 миллионов экземпляров. У нас за год разошлось почти полмиллиона.
- С каким настроением приехали в Россию?
- В Москве никогда не бывал, для меня это больше открытие. Ну, а в первую очередь - это профессиональный долг. Считаю очень важным, чтобы писатели приезжали в другие страны защищать свои книги.
- От чего или от кого защищать?
- Люди всегда относятся очень скептически ко всему новому, необычному. Жанр, в котором я работаю, не поддается привычной классификации - это не беллетристика, не фантастика, не детективы или полицейские романы. Отсюда и сложности в восприятии моих книг.
- В России вы - модный писатель.
- Надеюсь. Хотя, я не слишком люблю слово мода. Ведь, согласитесь, все, что может быть модным, может быть и не модным. Это можно сравнить с бегом. Мода для меня - это спринт, что-то быстротекущее и проходящее. Я предпочитаю марафон - чем длиннее дистанция, тем лучше.
- На первой странице "Империи ангелов", опубликованной в 2000 году, в пентхаус главного героя врезается Боинг-747. Что вы почувствовали после 11 сентября 2001 года, когда Боинги-747 врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра?
- Я сказал себе: если я пишу о хороших вещах, то они и будут происходить, а если о плохих... Писатель должен четко отдавать себе отчет в том, что он пишет. Нет это не предсказание - я же не ясновидящий и не медиум. Просто стараюсь впитывать и анализировать все, что происходит вокруг меня. Чтобы предвидеть, достаточно, как говорят французы "иметь ухо" - внимательно смотреть и слушать. Быть как чувствительная антенна - ловить тенденции, отмечать изменения. Представители СМИ нас ослепляют какой-то одной мыслью - раздувают скандалы на пустом месте, создают дутые сенсации, при этом реальности, настоящих проблем публика не замечает, игнорирует. Если мы будем внимательны и вернемся к естеству - поймем, из чего в действительности состоит окружающий мир.
- Судьба Кассандры не пугает?
- Я написал роман, где маленькая девочка, как Кассандра, должна предсказать будущее. Проблема в том, что ее никто не слушает. Если сейчас вдруг кто-нибудь искушенный или посвященный во всеуслышание заявит о том, что нас действительно ждет, все на него просто наплюют. Люди никогда, а тем более, сейчас, не хотят знать, что их ждет в будущем.
- В каждой книге вы ставите какой-то эксперимент над человеком или человечеством. Не хотелось бы что-нибудь испытать на себе?
- Нет. Я бы лучше поговорил о муравьях.
- Порой кажется, что муравьи вам гораздо симпатичнее людей. К ним у вас нет претензий?
- Муравьи, в отличие от людей, не разрушают экосистему. У них нет иерархии, их отношения строятся на основе сотрудничества и взаимодополнения. Несколько лет у меня в гостиной стоял здоровый - метра три с половиной в длину - муравейник. Его обитатели работали, размножались, даже вели захватнические войны... Но городская квартира, сами понимаете, все-таки, не лучшее место...
- Для цивилизации...
- Вот именно. Пришлось подобрать им более подходящую обстановку. Сейчас у меня живет кошка. У нас непростые отношения, особенно когда она вызывающе прогуливается по карнизу. Ей приятно, что я за нее боюсь.
- Откуда приходят новые темы? Скажем, как появилась идея "Империи ангелов"?
- Темы приходят из встреч с людьми и наблюдений. Собираю материал и подключаю воображение. Для "Танатонавтов" я собрал большое досье (когда еще был журналистом): специально ходил в больницы, беседовал с умирающими, с теми, кто пережил клиническую смерть. А потом мой дедушка серьезно заболел. Очень сильно мучился, говорил о смерти и даже попросил бабушку, чтобы его оставили спокойно умирать. А она отвечала - нет, что ты, мы тебя спасем. Было тяжело. Именно тогда я столкнулся с тем, что на эту тему имеет право говорить только религия. Это показалось неправильным. Все конфессии убеждают: если вы не религиозны, не выполняете предписанных обрядов - вы будете наказаны. Это тоже не правильно! Мне захотелось сделать так, чтобы о смерти можно было говорить спокойно и нормально. Показать, что смерть - это путешествие, чтобы люди ее не боялись. Я постарался найти какую-то взаимосвязь в том, как разные верования относятся к смерти. Оказалось, главное - возможность последующего перевоплощения. Идея гражданского перевоплощения заслуживала того, чтобы заняться ей, не внедряя в религиозный контекст. В "Танатонавтах", "Империи ангелов" и "Мы, Боги" речь о смерти как об увлекательном путешествии.
- В "Империи ангелов" есть "русская линия", которая как бы сказать помягче, уж очень стереотипна - такое типичное западное восприятие.
- Мой русский герой - солдат Игорь мог быть кем угодно - австралийцем, немцем... Россию я выбрал для баланса, там, если помните, есть еще два персонажа - француз и американка. Реалии я старался не описывать - я их не знал. Сейчас написал бы иначе.
- Личные впечатления как-то изменили отношение к России?
- Она для меня теперь больше похожа на Францию.