Мультипликационные фильмы ведущего современного режиссёра анимационного кино Японии Хайо Миядзаки стали привлекать у нас широкие зрительские аудитории с приходом в 2003 году на российские экраны фильма "Унесённые призраками". Всего через пару лет хоть сколько-нибудь внимательный зритель уже обязательно свяжет с именем Миядзаки название его студии - "Ghibli". А первой картиной, созданной в 1985 году на этой студии, был именно фильм "Небесный замок Лапута".
Девочка Сита буквально упала с воздушного корабля, но, благодаря волшебному маминому камню-талисману, она мягко опустилась на землю на глазах изумлённого мальчугана Пазу. Оказалось, что Сита - принцесса Лапуты, преследуемая секретными агентами правительственных сил безопасности, охотящимися за тайнами небесного замка, а также эксцентричными пиратами, охотящимися за сокровищами Лапуты. Сита и Пазу пытаются скрыться от коварных преследователей...
В 2003 году на фестивале анимационного кино в Японии среди представителей кинокритиков и профессионалов мультипликационного кино был проведен опрос с теперь уже модной задачей: назвать лучшие мультфильмы всех времён и всех народов. В первую двадцатку попали сразу 4 фильма Хайо Миядзаки, и наивысшую позицию из этой четвёрки занял "Небесный замок Лапута". Трудно объяснить, почему "Унесённые призраками" заняли менее престижное место. По-моему, незаслуженно. Но, вне всякого сомнения, это высокая оценка творчества мастера.
Фильм снят по мотивам книги Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера". Здесь смесь времён: люди живут и работают в городах, похожих на средневековые; пираты и солдаты правительственной армии летают на кораблях будто из "Звёздных войн". А в загадочном замке Лапута уже с давних времён использовались роботы. Сам стиль мультипликации и построения сюжета всё ещё близок к комиксам, которыми до этого занимался Миядзаки. Сюжет явно затянут, и держит внимание, в основном, из-за многочисленных "поворотов" сюжета. Опять же здесь сказывается большой опыт режиссёра в производстве многосерийной продукции - фильм можно без труда представить в виде нескольких серий.
Что касается маленького зрителя, то из-за обилия сцен насилия (пусть и мультипликационного, но вполне впечатляющего) фильм лучше рекомендовать маленьким зрителям с возраста 9 лет. Насилие здесь направлено конкретно в отношении девочки и, пытающегося защитить её, мальчика. Так что малыши могут вполне отождествить себя с маленькими героями, которым надо выжить среди пуль и взрывов.